Наброски

Опубликовано в Джулия Кэмерон / Право писать - 2015 / творчество
/
8 Окт 2015

4_Watercolor_sketch (1)Многим из нас кажется (привет школьным сочинениям!), что единственный правильный способ писать  — это заранее продумать весь сюжет, вплоть до мелочей, чтобы впереди нас не ждало ничего неожиданного. Многие писатели так работают (или, по крайней мере, утверждают это). Но я знаю как минимум двоих, которые создавали текст буквально на моих глазах, просто записывая приходящие в голову истории  — и следя за тем, как они складываются в единую картину, прорастают очевидной логикой повествования и удивительным образом взаимодействуют между собой.

И, откровенно говоря, я начинаю подозревать, что многие писатели просто стесняются признаваться в том, что следуют на поводу у собственного текста и до последнего не подозревают, чем он закончится (и разве это не захватывающее приключение, вот так узнавать историю, которую сами же и пишете?!)

Помните, мы говорили о способах прокладывать маршрут?

9725_900Творческие порывы, утверждает Джулия, возникают неспроста, и если вам вдруг захотелось что-то вставить в текст — не раздумывайте долго, вставляйте, пусть для начала и схематично, даже если вы понятия не имеете, с чем это связано и когда и как «выстрелит». Наш разум устроен таким образом, что непрерывно ищет связи между, казалось бы, не связанными явлениями — и, что характерно, находит, и из них рождаются такие сюжетные повороты, какие нам не придут и в голову, если планировать все заранее!

Несколько замечательных примеров из собственного опыта Джулия приводит в главе 15: почитайте про внезапно появившийся на страницах пистолет и «жучий проект»)

4_Malyishka-risuet-kraskami-na-molberteНе замахивайтесь на шедевр размером с «Войну и Мир» — позвольте себе делать наброски, зарисовки, даже просто заметки, а потом посмотрите, куда вас это приведет. Если вам понадобятся какие-то специальные знания — они либо попадутся вам на пути (это называется синхронией, и об этом интереснейшем явлении мы еще поговорим), либо вы, при необходимости, добудете их. Нет нужды собираться в текст, как в командировку на Северный Полюс, стараясь запастись сначала всем необходимым. Уж в наш-то век информации нужные сведения не проблема найти в любой момент.

Если позволить себе делать небольшие наброски прямо в тексте и доверять каждому дополнению, каждому следующему верному шагу, написанное расцветает.
Джулия Кэмерон

Итак, перестаньте копить знания и ждать, пока в голове сложится раз и навсегда высеченный в граните подробный план вашего будущего текста. Просто начните делать наброски к нему, оставив на потом возможность поразмышлять над ними и попытки связать их воедино. Это просто: писать, не думая заранее о финальном произведении, не пытаясь сделать его гениальным. Удивительно, насколько легко пишется, если суметь себя убедить!

Проблемы, конечно, начнутся — как раз тогда, когда вы начнете понимать внутреннюю структуру текста и связи между его частями, и в голове выстроится уже вполне настоящее вИдение того, каким оно должно быть. ТУт в бой снова вступит перфекционизм, и внутренний Цензор снова будет придирчиво оценивать каждую нашу фразу, но у нас и на этот случай есть план: вместо того, чтобы штурмовать стену перфекционизма, делаем под нее подкоп. Говорим себе: «я готов писать плохо, я готов писать как угодно, лишь бы довести этот замысел до завершения»  и пишем дальше, перестав мучительно измерять степень своей гениальности. Дело-то не в ней, а в том, чтобы писать! А соглашаясь писать плохо, мы даем себе разрешение писать вообще.

Можете применить это средство превентивно. Мне обычно помогает) А вам?

Задание:

Deti_risuyut2Цель этого упражнения — помочь вам испытать радость от создания набросков.

Засеките полчаса.  Приготовьтесь писать. Сначала уделите десять минут описанию того, где вы находитесь и как себя чувствуете.  Сделайте набросок описания комнаты, своего настроения, и чего-нибудь еще, что привлекает ваше внимание и кажется вам приятным или любопытным.

Пронумеруйте строки от одного до пяти. Не задумываясь, быстро перечислите пять тем, на которые интересно было бы что-нибудь сочинить.

Выберите одну тему. Что бы вы о ней написали? Почему она вас привлекла? В течение пяти-десяти минут пишите об этом. Не пытайтесь создавать Искусство с большой буквы или даже Литературу. Считайте это упражнение игрой в слова. Не стремитесь быть глубоким, здравомыслящим или практичным — позвольте себе сделать набросок!